Вариантов у него не так уж много. Умереть — но с этим он опаздывает, а теперь препараты, которые в него вливают мешают нормально двигаться, делают все тело слабым, чужим, будто ему нужен специальный человек, который дергал бы за ниточки.
Сбежать — но ловаксионом его накачивают с самого начала, и потому как только Толлак задумывается об этом, он немедленно сообщает об этом громко и с подробностями. Так ему достается камера подальше, россыпь отметин на теле, потому что старые уже все равно сходили, и не то ушибленное, то не треснувшее ребро. Он не молчит, говорит, и ему почти удается сделать так, чтобы лицо снова стало слишком опухшим для голографии, которую можно было бы пробить по базе, но более разумный охранник останавливает более тупого после первого же удара в скулу. На следующий день возвращаются люди, которые допрашивают его. Они недовольны: голографию откладывают, и тем же вечером охрану меняют. Новым солдатам совершенно все равно, кто это валяется у них в дальней одиночке и зачем к нему каждый день приходят позадавать еще вопросов.
Молчать, но в нем плещется ловаксин и OV600, и молчать не так уж просто. В момент просветления Толлак пытается хотя бы сорвать голос, одну ночь — это когда к нему перестали приходить в случайное время, а с головы сняли мешок, из-за которого ночь и день какое-то время были условными концептами — он кричит, и кричит, и кричит. Утром он и правда едва может говорить. Потому к уже привычным трем уколам добавляют еще один, кальций в горло. Связки оживают, становится хуже. После этого они пробуют еще ложно утопление и ток — они всегда используют ток, когда ови выветривается, а для новой дозы еще рано, всегда, когда считают, что он врет, чтобы он помнил, что врать больно.
После этого они добавляют авабуш и на какое-то время оставляют его в покое, только обещают, что скоро приедет человек, который возьмется за него по-настоящему. Как раньше, ему делают уколы допросных препаратов, но на авабуш его тело реагирует плохо, и потому для других развлечений Толлак больше не годится, потому его иногда оставляют в покое на целый день. В такие дни он просто лежит так, как его положили, иногда прилагая нечеловеческое усилие, чтобы лечь в какую-то другую позу, лежит так, дрожа, потому что ему постоянно холодно, и бормочет, потому что молчать больно, а говорить нельзя тоже.
Он бормочет побочные эффекты препаратов, чтобы знать, что ждет его дальше. Он не уверен, были ли уже галлюцинации, потому что не уверен, кто из тех, кто приходил к нему в камеру, были на самом деле. На всякий случай Толлак не отвечает никому, он старается молчать, когда может, а когда не может, то хотя бы говорить что-то неважное, не то.
Янто — галлюцинация, это точно. Галлюцинациям можно не отвечать, но мысль про это остается в голове, буква за буквой выводится краской, вырезается ножом, выжигается железом, пока слезы не выступают, замутняя темные из-з страшно расширенных зрачков глаза.
Толлак стонет, судорожно выдыхает, сжимает губы, но сдается.
— Галлюцинациям можно не отвечать. Я не слышу тебя, тебя нет. Тебя здесь нет.