Предосторожности по поводу источника света оказываются излишними. В открывшейся им округлой зале светло — далеко не так светло, как в операционной палате, но на такую роскошь Хакс и не рассчитывал. Освещения — равномерного, не более сорока люксов, холодной температуры, если его глаза ещё способны адекватно воспринимать цветовой спектр — вполне хватит для того, что он собирается сделать.
Хакс смотрит вниз: он не отбрасывает тени. Тени не отбрасывает Органа. Тени не отбрасывает свёрнутый китель — а он должен, даже если источник света находится точно над ними.
Зная, что не увидит искомого, Хакс запрокидывает голову. До потолка приблизительно метр, и своей тени Хакс там не находит. Более того: потолок испещрён трещинами, складками
(царапинами)
и промежутки между ними не выглядят ни темнее, ни светлее остальной поверхности.
Но ведь это невозможно.
— Этот мир не должен существовать, — жёстко повторяет Хакс вслух, будто отдаёт приказ. И выжидает дольше, чем необходимо, чтобы понять, что его голос не вернётся эхом.
От страха его пробирает озноб.
Возможно, то, что этот мир невозможен, только к лучшему. Возможно, он существует лишь в психике Хакса, и она раз за разом даёт ему подсказки о нереальности происходящего. Возможно, это сон — и с каким же наслаждением он отдаст себя в руки медотсека после пробуждения, чтобы из его мозга вычистили всё лишнее, инородное, всё, мешающее работе и ясной оценке происходящего. Возможно, что-то в нём повредилось безвозвратно. Возможно, это симуляция, о старте которой он не знает или не помнит. Возможно, он уже провалил эту симуляцию. Возможно, она была достаточно важной и сейчас его попросту устраняют.
Возможно, нет.
Эти мысли присутствуют с начала, с того самого момента, как Хакс очнулся на неизвестной планете среди кустов. Иногда отходя на второй план, они становятся невероятно чёткими, когда Хакс испуган.
В этом нет никакого смысла. Ни в страхе, ни в бесконечных «возможно». Ни одно из них не изменяет алгоритма действий.
Стены выглядят такими же исцарапанными, как и потолок. Хакс равнодушно отмечает, что не удивился бы, увидев на полу обломки ногтей. Из залы есть ещё один выход — в нескольких метрах от того, в который они вошли, он так же хорошо освещён, как и всё вокруг. Только сам выход: то, что за поворотом туннеля, скрыто в густой, жирной черноте.
Других выходов нет.
Хакс оценивающе смотрит на Органу: и без подробного изучения видно, как она устала. Он не собирается ориентироваться в передвижении на Органу, но
(он тоже устал)
(ужасно устал)
(был бы хоть глоток воды, было бы легче)
ему нужно сделать кое-что ещё.
— Привал, — говорит Хакс. — Можете исследовать следующий ход. Хотя я советую вам просто за ним присмотреть и постараться отдохнуть. Удовольствия от наблюдения за мной вы не получите.
Во всяком случае, Хакс надеется на это — для её же блага, иначе следующей он порежет её.
Он теряет интерес к Органе и рассматривает свою руку без перчатки. Она опухла только сильнее, тёмные нити проступают совсем близко к коже. Это облегчит задачу, но всё равно будет больно.
Он боится этой боли, отмечает Хакс с лёгким удивлением. Кто бы в это поверил.
Но того, что у него под кожей, он боится сильнее.
Опустив китель на пол и поудобнее зажав в здоровой
(вероятно, здоровой)
руке вибронож, Хакс начинает расстёгивать рубашку.