Разумеется, они немедленно красят дерево из привычных цветов эскадрильи в чернейший черный. Дэмерон заляпывает себе всю форму дегтем, сажает большим пальцем пятно на щеку, когда утирает пот, но чувствует себя счастливым, как никогда. Ему, честно, все равно, что скажет командование и Тино в частности. В конце концов, он из тех людей, которые всегда считали, что форма должна быть красной — чтобы не было видно сочащейся из ран крови.
Его черная деревянная птица блестит в лучах солнца на аэродроме на следующий день, и Дэмерон смотрит на нее как на недостижимую городскую мадмуазель там, по ту сторону океана. Он всегда на нее заглядывался, когда они возили урожай на продажу на маркет. Девица не шла — плыла по улицам под своим кокетливым зонтиком, и была самым близким по ощущению к самолетам человеком, которого он вообще когда-либо видел. Жила в доме через две улицы от рынка, в окне верхнего этажа — телескоп. Это чтобы звезды смотреть по-модному.
По смотрел звезды, растянувшись посреди поляны на краю поля, у реки.
Самолет кажется ему идеальным воплощением этой мадмуазель, и даже когда Тино вызывает его к себе, чтобы отчитать за своеволие и безрассудство, Дэмерон готов стоять до последнего. Ну и что, что его так свои могут спутать с немцами. Ну и что, что это немцы красят свои самолеты в черный. Наконец, Дэмерон предлагает нарисовать две рыжие полосы по обе стороны фюзеляжа. Чтобы не путали. Тино смотрит на него взглядом человека, который просто уже очень, очень устал. На следующий день По рисует две идеально параллельные земле широкие рыжие полосы по обе стороны борта.
Джессика открыто зовет его Черным Лидером, ей вторит Джейна, остальные подхватывают. Дэмерон сидит, по-ковбойски закинув ноги на стол в трактире, и поднимает кружку с какой-то (не дай Господь ему узнать, какой) брагой и важно кивает, а потом громко смеется. Ему хорошо и легко здесь, вдали от недостижимых мадмуазель больших городов, под боком у войны, где все равны, и клички выдаются быстрее званий.
***
Дэмерон жует травинку и насвистывает песенку, чем, наверное, очень раздражает как минимум Уэксли, который идет сразу за ним и не упускает случая долбануть его носком сапога по подошве. Но Дэмерон не сдается, только оборачивается на друга и начинает свистеть еще громче. А когда тот корчит рожу в ответ, смеется и идет быстрее, сменив разудалый свист на слова:
— There are women of many descriptions in this queer world, as everyone knows, — напевает он сначала себе под нос, пытаясь припомнить, как она поется на самом деле, а потом поет чуть громче, переделывая мелодию уже на свой вкус, растягивая слова по привычке: — Some are living in beautiful mansions, and are wearing the finest of clothes. There are blue blooded queens and princesses, who have charms made of diamonds and pearl; but the only and thoroughbred lady is the Rebel Girl. Догнал!
Дэмерон спрыгивает с перегораживающей тропу коряги и хлопает Джейну по плечу. Сплевывает изжеванную травинку под ноги и с беспечностью, какой остается только позавидовать, продолжает напевать песню, что известна всем добровольцам из Америки. Посвящена она, разумеется, в оригинале отнюдь не двум дамам Лафайета, а активистке совершенно иного рода, но видит небо, По это совершенно не волнует. Он оглядывается в строю, выискивая взглядом Джессику и подмигивает ей, прежде чем вернуться взглядом к Джейне:
— That's the Rebel Girl, that's the Rebel Girl! To the pilot class she's a precious pearl. She brings courage, pride and joy to the fighting Rebel Boy. We've had girls before, but we need some more in the International Pilots of the World. For it's great to fight for freedom with a Rebel Girl, — а потом, довольный переделанными словами, еще раз, поддерживаемый нестройным хором в лице Уэксли, По пропевает: — For it's great to fight for freedom with Rebel Girls.
Дальше они разделяются. Кто-то, вроде них с Джейной, отправляется за медикаментами, кто-то — за припасами, кто-то — за запчастями для моторов. Когда вокруг не оказывается больше благодарной публики, Дэмерон немного сбавляет обороты и перестает дурачиться, напевая песенки. Просто идет рядом с Джейной, раздумывая, когда в последний раз был в лесу. Давно. А потом раздумывает, когда Джейна ему о братьях рассказывала. Тоже давно. Практически никогда.
Удивительно, слов сочувствия и сожаления у него не находится. Дэмерон неожиданно понимает, что эта война отучила его от них. Умер — и все. Забудь и лети дальше. А как иначе, когда видишь, как буквально рядом с тобой, только руку протяни и, кажется, достанешь, твой товарищ вышибает себе мозги из револьвера? Поэтому По лишь негромко вздыхает. Тот, который пропал без вести, может, еще найдется, а тот, который ушел с «Титаником» — уже никогда. Бог отдал его морю. Джейна, наверняка, и сама в курсе, так чего ей напоминать.
Дэмерон жует свою шоколадку и скучный паек, а когда Джейна вдруг проговаривается — намеренно — о своем задании, смотрит на нее как преданный щенок. Мол, я для тебя! Я для тебя! Песни пел. И байки травил. И тот биплан сбил, помнишь, вы с ним играли в салки у самого бока цеппелина? А ты! А ты в задание! И без меня!
— Ах, ну раз секрет, — белозубо улыбается По, а потом подхватывает ее смех, когда Джейна тычет его локтем в бок.
Да шутки это все, разумеется. Задание так задание, что он может поделать, кроме как пожелать ей удачи. Прощаться Дэмерон категорически не желает, а когда Джейна вдруг затягивает эту волынку с «наверное, не вернусь», смотрит на нее сурово и серьезно. Мол, ты эти штучки брось, офицер Соло. А то подрисую тебе чего неприличного на фюзеляж. Немцы разлетятся в ужасе.
Да нет, конечно, не подрисует.
— А ты что, несчастливая, что ли? — серьезно спрашивает он, а потом пожимает плечами и жует свой кусок хлеба под пасторальное блеянье овец с поля. — Вернешься как миленькая. Еще полетаем.
Если бы не этот разговор, он мог бы решить, что вернулся домой. Что это не привал офицеров, отправленных за медикаментами в город, а небольшой отдых, а потом он отвяжет коня от дерева, сядет в седло и поскачет вдоль поля с отцовским ружьем за плечами. Солью отгонять мальчишек от почти спелой кукурузы. Вон и Джейна, словно вторя его ощущениям, предает свой смешной британский акцент и тянет слова, договаривая «r» на концах. От них всех, что ли, понабралась?
— Я родился в кресле пилота, мы же, кажется, это только что установили, — отшучивается он сперва. И только много позже, когда они идут по тропинке вдоль поля, и он ведет рукой по колосьям, по привычке подмечая, какие подъели паразиты, отвечает всерьез: — Отец есть. Там, дома. На ферме. Больше никого.
И на этом разговор заканчивается. Позже вечером Дэмерон исполняет свое лучшее соло в не совсем приличных французских песнях, где ему удается выговорить каждое слово без запинки. Отец пастушка, который днем гонял овец по полю, смеется в голос, пока помогает грузить коробки в телегу, куда следом забирается и сам Дэмерон. Свесив одну ногу и положив подбородок на вторую, согнутую в колене, он договаривает себе под нос:
— Мама была. Давно.
Джейна же рассказала. Наверное, и ему стоит отплатить той же монетой.
— Умерла от болезни, — он передергивает плечом, хмурится и замолкает.
***
— Павший герой, значит, — усмехается Дэмерон себе под нос.
Он обещал ей полетать. Неужели придется следом?
— Помянем? — предлагает Джессика, По кивает.
Они идут пить. Джейна бы не одобрила, наверное, но какая ей теперь разница, да? Нет больше шоколадок.
На следующий день Дэмерон стряхивает с себя эту весть так же, как стряхивал и множество других, как делает это каждый день. Потому что если кто умер — забудь и лети дальше. Воздух с шелестом скользит под самолетом, когда он ловит теплый поток восходящего, и черные бока матово блестят в лучах утреннего солнца. Лететь до точки далековато, но надо перехватить цеппелин, и деваться некуда — кто, если не они? И вот вдали, наконец, показывается неповоротливая туша, а по обе стороны от нее — стайки немцев, черно-красных, уже почти родных, как незаживающая царапина или мозоль на пятке от жесткого сапога.
Дэмерон указывает наверх, и вся эскадрилья поднимается выше, ускользая из поля зрения, чтобы коварно, как полагается врагам, напасть сверху и растерзать. Как и всегда, немцы замечают их на подлете среди редких облаков, завязывается бой. Дэмерон отвлекает вместе с Уэксли и Антилессом, остальные бьют цеппелин налетами. Такой же бой, как и тысячи других. Пулемет вдруг заклинивает, и он думает, что здесь ему бы не помешала Джейна, которая умеет прикрывать, но два метких удара ломиком решают все проблемы. Прикрывает Уэксли. Они показывают друг другу большие пальцы. Цеппелин начинает крениться, им везет. Кого-то ранит взрывом, но Дэмерон видит, что самолет благополучно посажен, и не думает больше об этом.
Павших героев пока не предвидится.
Когда он вваливаются в трактир вечером после, Джессика говорит, что сокровище-то раздобыли. Небольшое, правда, десять на семь, в глубину — плиток пять. Но это уже очень много, как для войны. И толкает ему по барной стойке простой сверток холщовой бумаги, перевязанный бечевкой. Дэмерон смотрит на него как на призрака.
— Только неактуально уже наверное, да? — задумчиво добавляет Джесс.
— Да нет, — потерянно отвечает По и вертит сверток в руках, будто не знает, что с ним теперь делать. — Сохраню на потом. Когда победим.
Джессика прыскает в кулак, хлопает его по плечу и идет к пианино — петь разудалую о небе и сбитых немцах, и на доске перед входом кто-то уже подрисовывает палочки к ее имени. Дэмерон остается один на один со свертком, смотрит на него долго, как будто тот может вдруг расколоться, подобно шпиону, и рассказать ему пару историй или, например, куда люди попадают после смерти. Есть ли там, на небесах, самолеты. Шоколадки. Доходит ли почта.
Доплывает ли «Титаник».
***
Пава кричит в рупор из рук, что она сумасшедшая. Дэмерон не очень понимает, кто именно «она» — сама Джесс или кто еще, вполоборота к ней машет рукой, мол, прекрати развлекаться и лучше иди сюда. А потом Антиллес вдруг не кидает дальше мяч, и Уэксли оборачивается ему за спину с нечитаемым выражением лица. Толкает его в плечо, мол, заткнись уже. Дэмерон послушно замолкает, прерываясь на полушутке, оборачивается тоже.
Джессика благодарно воздевает руки к небу.
Две недели и четыре дня — подождет и еще немного. Дэмерон срывается с места так стремительно, словно за ним гонится стая собак, и бежит через весь полигон красивой рысью. Джессика кричит ему что-то в спину, но он не слышит — бежит прочь от ребят, и от нее, и от Джейны, и жалеет только том, что нет лошади, чтобы добраться быстрее до дома эрц-герцога. А там вокруг фонтана, вверх по ступенькам, сквозь двери, еще раз вверх по ступенькам — Господи, сколько тут ступенек — и вдоль коридора мимо чужих дверей, перепрыгивая через вышедшего в коридор Виски, прямиком в собственную комнату. Врезавшись плечом в стену, Дэмерон распахивает дверь и вваливается внутрь, роется в тумбочке, достает заветный сверток, а затем точно такой же красивой рысью — назад. Врезается в перила, перепрыгивает Виски, вдоль коридора, вниз по ступенькам, через богатый холл, вниз по ступенькам, вокруг фонтана и через полигон.
Марш-бросок по условно непересеченной местности оканчивается шагах в сорока от обступившей Джейну компании. Дэмерон сгибается, упираясь руками в колени, и тяжело дышит. Как всегда, Джессика замечает его первой и говорит что-то другим, отчего те взрываются хохотом. По качает головой и разгибается, утирает пот со лба и откидывает отросшую челку с глаз, победоносно вскидывает руку со свертком в воздух. А затем, недолго думая, метает его в сторону Джейны. И зычно кричит следом:
— Лови. Заслужила!
Внутри свертка — пять плиток шоколада. Пять.
Дэмерон доходит оставшиеся двадцать метров ленивом шагом, засунув руки в карманы, и не сводит взгляда с Джейны. Откуда у него эти шоколадки и что он ради них сделал, не без помощи Джессики и Уэксли, ей лучше не знать, так что он молит небеса о том, чтобы она и не спрашивала. Он думал подарить их на день рождения, рождество или день победы, смотря что наступит раньше. Получилось — на день воскрешения. Тоже неплохо. Дэмерон делает последний шаг и останавливается рядом, улыбается расслабленно и спокойно. По-братски ерошит Джейне волосы.
— С днем воскрешения тебя, что ли.
И смеется, словно ребенок. Беспечный, как и всегда.
***
В общей комнате их общего дома прохладно. Это все от высоких потолков, Дэмерон уверен, потому что ночь за окнами тепла. Он таких высоких потолков никогда не видел. Для него это вообще что-то запредельное, когда потолки создают эхо. Когда в доме можно играть в мяч, настолько он огромный. Дэмерон сидит на полу, прислонившись спиной к дивану, и точит самолетик из небольшого сучка. Хотел биплан, но сточил слишком много, и теперь это будет странная одноуровневая версия биплана. Немного косая, но эй! Он пилот, а не профессиональный резчик по дереву.
— Это Сода, не обращай внимания, — не отрываясь от своего занятия, говорит он, когда Сода заходит в комнату. Как будто это нормально, что у них африканский хищник разгуливает по дому. С другой стороны, для роскоши с такими потолками и это не станет новостью. — Расскажи мне еще раз, — уже в пятый раз говорит он, не отрываясь от своего занятия. Гора опилок, осыпающая его с головы до ног, продолжает расти. Пальцы болят. — Ты падала. А потом.
Он иллюстрирует свои слова недоточенным самолетиком, потом вскидывает взгляд на Джейну. Расслаблено треплет африканского хищника по загривку и легонько отталкивает от кучи опилок, куда зверь так и норовит сунуть любопытный нос. Дэмерон никогда не падал. Его никогда не сбивали, он не знает, что это такое. Но есть в нем какой-то странный, фаталистичный интерес, как будто он хочет подготовиться к тому, что однажды подобная участь настигнет и его тоже. Хотя не настигнет, конечно. Он скорее протаранит собой цеппелин и уйдет во всполохах взрыва в небе, соревнуясь по красочности с лучшими закатами Франции, чем упадет просто подбитый.
С другой стороны, здесь никогда не угадаешь.
Дэмерону по-мальчишески нравится рассказ Джейны. Он напоминает ему истории о каких-нибудь ковбоях из тех, что ему в детстве рассказывала мама. Или такую суровую реалистичную сказку, где вместо прекрасной доброй феи — вечно недовольная ирландка. Да и вместо дракона — предатель, а вместо рыцаря — вот эта вот девчонка, Джейна Соло, пять футов с кепкой. Принцессы тут и вовсе нет. Такая вот сказка. Аутентичная.
— Самое страшное, наверное, что ты одна была, — он задумчиво разглядывает самолетик, вертит его в руке. — Помирать на виду у всех, наверное, проще.
По замолкает, думает о чем-то своем.
В комнате — тишина, только Сода о чем-то ворчит, отпихиваемая его рукой от опилок, а затем сдается и идет в другую комнату, ступая неслышно мягкими лапами. Все уже разошлись спать, завтра опять вылет. Конвой для бомбардировщиков, Бог его знает, сколько часов лету. А там, как обычно, может быть все. Может быть, кому-то придется помирать на виду у всех. Дэмерон хмыкает себе под нос и вновь берется за самолетик, ловко обращаясь с простеньким складным ножом.
— Трудно было, — он подбирает слово, — воскресать?
[status]gambler[/status][icon]http://i82.fastpic.ru/big/2016/1023/f3/0a5186fbd3a2f9ff074beff552f82ff3.jpg[/icon][sign][/sign][LZ]<a href="https://swmedley.rusff.me/viewtopic.php?id=95&p=2#p31007">IDENTIFICATION CARD</a><div class="lz-hr"></div><b>По Дэмерон</b>, лётчик эскадрильи «Лафайетт»[/LZ]