Причина #1. Цельнозерновой хлебушек
Если кто-то еще не догадался, я очень люблю надрывы, стекло, боль больнючую и вот это все. Люблю, когда драма в прошлом, когда и в настоящем жизнь нутакое, да и грядущее будущее светлыми перспективами не радует.
А еще больше я люблю, когда при всем этом персонаж остается, ну, нормальным. Без надрыва и стекла в характере, без каких-то стремных загонов кроме тех, что иногда просто сопровождают определенный возраст, без считания себя каким-то недостойным ничего хорошего, светлого и доброго не заслуживающего.
В общем, цельность — это хорошо.
Джин — создание удивительно цельное. У нее есть достаточно простые и потому прочные представления о мире, о жизни, о себе самой. Она не старается слишком уж сильно сбежать от прошлого — точнее, от того, что в нем было. У нее не получается пока найти свое место в этом мире, она не уверена, что вообще когда-нибудь его найдет — но, эй, таких же как она вокруг полно и больше, она не исключение — это нормально.
Это просто определенная норма жизни — поэтому грустить об этом больше, чем иногда люди грустят о своем одиночестве, не стоит.
Больше того — у нее есть понятия о морали о этике, и пусть они не то что бы всеми признаны, но они есть — и это главное, потому что Джин прекрасно понимает, что от шага в то, что считается аморальным и маргинальным даже по ее меркам, удерживает вот это вот зыбкое, но хоть какое-то.
Кроме морали, этики и всего такого есть еще одно — удивительная воля, даже жажда к жизни.
Джин — это цельнозерновой хлебушек, и это причина #1.
Причина #2. Дуальность и бла-бла-бла
Джин — это человек не про «о небо, как это плохо, как ты посмел украсть кусок хлеба», но и не про «о небо, да какая разница, все мы умрем — поэтому извини, но мне так захотелось». Это человек про что-то среднее — про то, что есть идеальный мир, который где-то там впереди, а есть не-идеальное настоящее, которое вот прямо здесь и сейчас, и с ним надо что-то делать, иначе никак.
И это «что-то» включает в себя уйму всего — и законного, и не особо, но Джин выросла в мире, где «законное» не всегда равно «правильное». А еще в этом же мире нет чего-то безоговорочно плохого или безоговорочно хорошего — здесь есть ложь во благо, воровство ради выживания, убийство другого, чтобы не умереть самой, и другие прелести жизни в военное время.
Но при всем этом она не считает себя плохой — как и хорошей. Она — это она, а ножом можно убить, а можно отрезать хлеб. А можно перерезать шнур, на котором кто-то пытается повеситься, добить умирающего, которого уже не спасти — а смерть будет болезненной и долгой. В любом случае, нож есть — и им надо пользоваться, а грани доброго и плохого — нутакое, относительное.
Главное — не оправдывать себя тем, что это мир такой, он нас такими сделал (с)
Джин не оправдывает себя — она сама принимает решения и знает, что ответственность за эти решения лежит на ней.
Джин — это про принятие добра и зла как они есть, и это причина #2.
Причина #3. Свобода выбора и что там после
В предыдущем пункте про то, что выбор есть всегда, а в этом — про то, что вместе с выбором есть ответственность.
Я люблю Джин за то, что она не перекладывает ответственность за свои поступки на кого-то другого. Да, она откладывает мысли об этом, не думает об этом вовсе, говорит, что подумает об этом завтра и «ну и что поделать» — но на подкорке всегда есть знание, что это она решила, она выбрала, а выбор есть всегда. Убить или быть убитой — это тоже выбор.
Джин — это про знание об ответственности, и это причина #3.
Причина #4. Мироздание возвращает все
К вопросу о том, что у Джин есть мораль и даже этика, но они нутакое.
Точнее сказать — у Джин есть несколько принципов, которые для нее самой разграничивают «ну, могло быть хуже» и «пиздец, скатилась».
Во-первых, Джин не убивает без необходимости — и это самое первое. Она крадет, ворует, обманывает, занимается сексом с кем-то, если это даст какую-то пользу (например, выбирая между побоям или переспать Джин выберет переспать, потому что ну камон, ей не станет лучше, если ее изобьют до смерти), но она не убивает, если есть такая возможность. Да, штурмовики — счастливое исключение, просто потому, что они сами не станут церемониться в ответ, и обычно нет времени, чтоб подумать и решить — а стоит оно того или нет.
Джин выросла с людьми, которые знают, что они могут умереть сегодня, завтра, мертвы еще вчера — и считает, что те, кто идут в сферы, связанные с войной, знают это тоже. Человек смертен, и если ты суешься куда-то, где шансы умереть повышаются стократно — ну, ты знал, на что идешь, странно, что за табличкой «осторожно! Под напряжением» все действительно под напряжением.
Другое дело, что для того, чтобы украсть, обмануть, переспать убийства необязательны.
Словом, есть возможность не убивать — не убивай. Мироздание возвращает все.
Во-вторых, Джин не обещает, когда может не обещать, а если обещает — то либо максимально размыто, либо держит обещание до последнего. Если Джин обещает, то она вывернется наизнанку, чтобы это обещание выполнить. При этом в обещания других она не верит и их исполнения не ждет — знаем, было, проходили. Люди редко держат обещания, люди всегда могут их нарушить — поэтому не стоит верить в слова.
Джин ценит слова — не все, но некоторые, и если говорит их, то держит.
Пообещал — сделай. Мироздание возвращает все.
В-третьих, Джин знает, что всегда есть кто-то, кому хуже. И это малодушно, но это помогает — она не склонна к драме или заламыванию рук, но мысль о том, что у нее еще не все так плохо, здорово помогает держаться на плаву, даже когда кажется, что все, приехали, дальше только бездна.
Никогда не думай, что хуже быть не может. Мироздание всегда докажет обратное.
В-четвертых, Джин не опускает руки. Бросил второй отец? Выкинули из хостела? Оказалась среди моря на плоту, а из припасов — связка бананов и журнал для парней? Так ты все еще жива — поэтому греби, пока не выгребешь, а там видно будет. Пока ты дышишь — всегда можно что-то сделать.
Делай что можешь и будь что будет. Мироздание улыбается не только идиотам.
И в-пятых. Джин разграничивает свою личную жизнь и работу.
Не впутывай клиента в свои проблемы — и все будет зашибись.
Другое дело, если клиент становится проблемой — но на то есть мелкий шрифт, три года вольной жизни и умение найти бор-галлита в катакомбе. Кто может найти бор-галлита, явно сумеет подложить свинью.
Разделяй личное и рабочее. Мироздание взбалтывает, но не смешивает.
Джин — это про то, что хоть какие-то принципы лучше никаких, и это причина #4.
Причина #5. Каменный цирк, негнущиеся акробаты
У Джин максимально гибкая психика — потому что какие условия для жизни, такая и психика. И ощутимо сдвинутая норма — в отношении себя. Допустимое в отношении себя и в отношении других у нее очень сильно расходится: потому что Джин знает, что многие вещи, нормальные для нее, кем-то воспринимаются как нечто страшное, странное, невозможное. Но держать это в голове Джин не старается — она просто старается не делать плохо, когда может.
Но к вопросу о гибкой психике — это то, что позволяет ей не выживать, а жить. Джин любит жизнь, и она не готова убиваться из-за всего подряд — потому что иначе зачем жить, если только и делаешь, что убиваешься. Это было и было — и либо сделай что-то, если можешь, либо смирись, если это не в твоих силах.
Из равновесия ее могут вывести эмоции — что характерно, приятные эмоции. Со стороны других людей, направленные на нее. Но такое случается не то что бы часто — поэтому обычно Джин пребывает в довольно прочном мире с самой собой.
Джин — это про адаптацию себя к миру или мира к себе, и это причина #5.
Причина #6. Трогательность от слова «трогать»
Джин — очень тактильный котик, и это я люблю в ней отдельно. Мир для нее есть, пока он осязаем, потому что все остальное — картинку, запах, звук, — подделать намного легче, чем тактильные ощущения. Мир — это то, что можно потрогать, попробовать. Мир — он всегда разный, он всегда меняется, и ощущать это — потрясающе.
Человеческое тепло Джин больше воспринимает в буквальном смысле, чем в переносном — у нее самой всегда холодные руки и ноги, поэтому она тянется к тем, кто теплый. Но достаточно ограничено — мир делится на своих и не-своих, потому что врагов у Джин не так много, чтобы выделять их в специальную категорию, а своих слишком мало, чтобы терять из виду.
В повадках — характере — Джин очень много от звериного. В частности — я нежно люблю в ней все штуки про подставить шею/спину/живот, дать руки — потому что это очень характерные и показательные черты. Люблю ее за возможность показывать отношение через прикосновения — свои и чужие, осознанные и неосознанные, за стремление, зная, что можно обжечься, все равно узнавать мир и людей в нем через прикосновения и ощущения. Отдельно люблю, что, несмотря на не самые приятные случаи в прошлом, она не шарахается от людей, не дергается от прикосновений. Не доверяет людям, держится от них на расстоянии — но если подпускает, значит, подпускает. Значит, человек входит в круг своих — и за него Джин вырвет глотку кому-нибудь другому или подставит свою.
Джин — это про знание, что иногда огонь не обжигает, но греет, и это причина #6.
Причина #7. Закон джунглей гласит, что Акела промахнулся
Где-то там выше было про то, что мир Джин делит на своих и не-своих.
Не-свои — это не свои. Они есть — и есть, и ладно. Их можно подставлять, грабить, на них можно зарабатывать, их можно оставлять — потому что точно так же они оставят тебя.
Свои — это свои. За своих можно убить, можно дать убить себя, можно остаться жить, даже если не хочется — если надо. Свои — это те, кому доверяешь безоговорочно, даже если и знаешь, что завтра этот свой может стать не-своим, что этот свой промахнулся, что он уже не тот, что раньше. Свой — это тот, для кого сделаешь что угодно, даже зная, что он не сделает для тебя ничего.
Джин — это про то, что есть свои, и они единственные, кто стоит всего, даже жизни, и это причина #7.
Причина #8. Беги, Звездочка, и помни
Я люблю Джин за ее память. За то, что она бежит от нее, но не вычеркивает случившееся; предпочитает думать, что ее отец мертв, но всегда знает, что, конечно же, нет.
Люблю ее за то, что она бежит — и всегда находит силы остановиться, подумать и развернуться — бежать не от себя, а к себе, не от прошлого, а к тому, чтобы разобраться с ним и жить дальше.
Люблю ее за то, что когда она бежит, она знает, что бежит. И знает, что рано или поздно с этим придется разобраться, и знает, что по-настоящему она все равно не сбежит никогда.
И все равно — бежит, бежит, пока не наступает время остановиться и сделать вдох. Переждать.
Джин — это про то, что всегда можно остановиться переждать, и это причина #8.