Ферма Хромого Джека выглядит мерзко, и это то, что так сильно привлекает в ней Джейну. Она переступает через поеденные термитами иссушенные поленья, рассматривает обвалившиеся потолки. Потолков, конечно, не будет, это же фабрика, мать вашу, но ей не хочется сносить дом. Он ведь как-то выстоял, в непогоду и бури, не сжёгся солнцем, и даже тот пожар, унёсший две трети урожая в одиннадцатом, как рассказывала мисс Энни, не тронул пристанище Хромого Джека. Джейна слышала, что его похоронили прямо здесь, под подвалом, забила подсвечником банда - а Джек молчал, хохотал с выбитыми зубами, но о том, где сокровище его - умолчал, и банда ушла ни с чем, забрав только какой-то безделушный медальон, а через месяц их всех повесили на ивах, подкорректировав длину бечёвок. Так, чтобы лесенкой. А медальон вернули вдове Джека, и на нём же повесился его сын.
Миленькие сказочки в Ред Хуке, добавить Джейне нечего - правдивые, видать.
- Вслед за мною идёт Строитель, скажите ему - я знал, - цитирует она Киплинга Дэмерону, хитро щурясь. В этом и ценность фермы Джека. В этом-то и суть.
Она перелизывает обсохшие губы, берёт грязно-голубой велосипед с продавленным сиденьем и катается за четыре мили к ближайшей телефонной будке. Там вываливает из корзинки для пикника увесистый, весь в жёлтом справочник и каталоги, обзванивает строительные склады, фирмы, мебельные салоны. Связь ужасная, менеджеры часто не могут расслышать её слов, которые путает ветер и заглушают кукушки, но Джейна не удивится, узнав, что это потому, что она «Ред Хук» в начале добавляет. Кому ж охота в такой глухомани не то что жить, придумать здесь устроить что-нибудь, если вариантов получше нет. В конце концов, ей приходится написать отцовскому знакомому, и они встречаются с ним в Барритауне - там есть кафе, кофе не третьей заварки и омлет со шпинатом. Когда Джейна осматривает чистое и светлое помещение, чисто выбритых людей - да людей вообще новых - ей чудится, что она попадает в сюрреалистическую реальность, какой-то волшебный мир. Всё блестит, переливается, пахнет моющими средствами, а у Корнелиуса, их будущего архитектора, столько новостей из мира. Джейна слушает, пропуская мимо ушей - браки и разводы, дети, разорения и перекупки компаний, и это настолько сильный контраст с несобранными яйцами в курятнике и мычащим скотом мисс Энни, и каждой животине Джейна самолично колокольчик отвязывает по вечерам - а тут газеты, показы мод, реформы и политика. Она не улавливает конкретики, всё сказанное Корнеулисом сливается в одно абстрактное пятно. Джейне становится тоскливо - она не принадлежит Ред Хуку и чужая там, но теперь - чужая и в родном своём мире.
Уславливаются на среду. Джейна вписывает эту дату размашистым, неаккуратным почерком в сшитую наспех книженцию, красным карандашом, жмёт Корнелиусу руку. Прежде чем разойтись, он обнимает её за плечи, разворачивает к себе и долго-долго вглядывается в лицо. И говорит, что Джейна стала совсем в мать - походкой, внешностью, повадками.
Когда у Корнелиуса идёт кровь из носа, а официантки носятся по всему кафе, пытаясь найти салфетки, звонят врачу - какой кошмар, клиенту нос сломали! - Корнелиус не перестаёт смеяться. Джейна не извиняется, чуть потирает костяшки - давно не тренировала удар. Корнелиус говорит, что уж за неё испугался.
***
Дэмерон, оказывается, умеет петь.
Джейна ловит себя на мысли, что петь он умел, наверное, всегда, и мог даже в Вердене устраивать самодельные концерты - но если Теммин когда-то её и звал, она не приходила, оставаясь в ангаре и что-то подкручивала у пропеллеров, пытаясь рассчитать силу тяги и увеличить грузоподъёмность. Она рисует фантастические приспособления - вроде крутящихся на триста шестьдесят градусов винтовок из хвостов, рисует всякие съёмные кабинки для вторых и третьих пилотов, но всё это - мечты, а за мечтами - верденское небо без звёзд. Очень редко она слышит все эти музыкальные вечера, и от них несёт пьяными голосами и страхом. Джейна ненавидит наблюдать робость перед смертью, тогда ей кажется, что она знает о мире всё. Что видела всё и не в силах вселенной это, удивить Джейну Соло.
Расскажи сейчас - плакать хочется. Размякла. Стала вялой, сентиментальной, чувствительной, прекратила утренние пробежки и тренировки, а ведь поначалу, как переехала, каждое утро дважды огибала тыквенное поле, а потом молотила мешки с мукой.
Но Дэмерон действительно умеет петь, и Джейна прекращает выписывать карточки с рецептурой. Она опирается кулаками на деревянный стол, стоит, не шелохнувшись, не двигаясь, даже не дышит почти - не хочет спугнуть. Разок утирает рукавом рубахи пот со лба, и, вообще-то, надо вырубить свет - тогда из кухонного окна и небо в сливочных звёздах не будет перекрываться отражением ламп и шкафов, и жужжание плиты да лампочек не перекроет цикад за порогом.
Песня такая, ну, деревенская; она слышала подобные изредка, если тётя Мара водила на рынки, а потом - в трактир. Если Джейну и Мару узнавали, то пели другое, а если нет - то такое вот заунывное, скучнющее, как ныла тогда Джейна. Но Дэмерон поёт всё это по-другому, и простые, незатейливые, расплывчатые фразы собираются в философский поток неоспоримых истин, ничем не отягощённых, становятся промасленными не горечью, а смирением и теплотой, и Джейна бесшумно открывает губы, подпевая единственно повторяющемуся припеву, шёпотом. Она не может обернуться и посмотреть на него - на эти минуты Дэмерон из человека с судьбой превращается в один чистый голос, в рупор такой, вестник, чёрт подери, небес. Он заставляет её сердце биться.
Под конец Джейна утирает что-то мокрое по щекам. Влажно, дьявольщина. И советует ему почаще петь. Может, он только делает вид, что её не слышит.
***
Больница Поукипзи - бывшее здание школы, как читает Джейна на входной латуневой табличке, а мекку знаний теперь перенесли в каменную пристройку, поближе к церкви. Больница выглядит плохо - три красных этажа, где-то выбитые стёкла, затыканные газетами, заспанные, неторопливые медсёстры. Даже мухи летают по помещению жирные, кружатся, ничего не боясь. Появление пациента преображает холлы; никакой паники не случается, из-под земли вырастает врач, заросший бородой и бакенбардами, тушит окурок о тыльную сторону ладони и машет рукой. Джейна с такой ненавистью, с такой злобой испепеляет хирурга, потом понимает - служил на войне, поэтому отпускает бездыханное тело и делает шаг назад.
Корнелиус опаздывает на встречу в среду, Джейна зачеркивает надпись уже синим карандашом. По ферме они бродят недолго, Корнелиуса начинает подташнивать из-за непогоды, и Джейна предлагает переночевать у них, а на утро осмотреться как следует. Так всё и случается - почти - потому что, стоит ей разлить бурбон по двум мискам для супа, слышится выстрел. Корнелиус предлагает замотать Дэмерона шторой, вызвать врача сейчас - да и Джейна умеет швы накладывать - но та упрямо, на своей сгорбленной, щупленькой фигуре начинает тащить По. Больница. Потому что в больнице ему могут привязать руки к кровати, в больнице нет револьвера и в больнице за По проследят, раз Джейна не справилась.
«Isotta Fraschini» подпрыгивает везде, где можно, а кочек с ухабами на дорогах Ред Хука предостаточно. Джейна гонит все сто шестьдесят восемь, хотя можно сто шестьдесят семь, лихо разворачивается. Корнелиус вопит, что угробит троих до приезда, и, может, лучше бы так и случается. Корнелиус может ещё обманывать себя об осечке, о временном помешательстве, о грабителях даже - но Джейна-то знает лучше, Джейна понимает, что эта мысль, неотвратимая и конечная, поселилась в Дэмероне давно, и из дождевого червячка превратилась в анаконду, а потом задушила. Пока Дэмерона обрабатывают, пока спасают его глупую, так глупо отданную жизнь, Джейна меряет комнату шагами, выпячив шею по-гусынски, и в висках у неё крутится, стучит одно.
Слова той дурацкой песни.
Вся катавасия немного напоминает те дни, когда Джейна ожидает новостей о спасённом Дэмероне из плена. Но там был враг настоящий, идеологический, там было чувство вины и одна надежда, теперь нет ничего, потому что враг у Дэмерона один-единственный - и это Джейна. Она себя не оправдывает, но ждёт. Рана несерьёзная, говорит ей доктор, на поправку пойдёт быстро, но, тут он выдерживает эффектную паузу, мальчик себя совсем запустил. И если будет продолжать в таком духе - и ослепнет, и ходить перестанет, и в целом просто угаснет. Зачахнет.
- Это же ваша работа, спасать, - устало отмахивается Джейна, приподнимаясь с лавки. Корнелиус привозит ей шерстяное одеяло и бутерброд, но третьи сутки Джейна глаз не смыкает, хлебает водянистый кофе и взрывает стены взглядом.
- Мы можем залатать и наложить швы, - парирует врач, - но спасти душу пациента - не в наших силах.
- Так позвоните пастору и разложите Евангелие по палате, - огрызается Джейна, а потом спрашивает: - Можно мне к нему?
По Дэмерон спит. Палата крошечная, от стен отваливается побелка, воняет хлоркой нестерпимо. Окно зарешетченное, чтоб сбежать было нельзя, распахнуто, и через него льётся трапеция солнечного света. Осень больше не радует бабьим летом, в верхнем правом уголке - паутинка, свешивается на ниточке паук. Во внутреннем дворике - жалкое подобие рощицы, четыре тополя и шесть дубов, и все они шумят золотистыми, подёрнутыми рябинным и лимонным кронами листьев. Прохладно и промозгло, но свежо, хочется дышать полной грудью. Доносятся бибиканья автомобилей, зазывные крики торговцев - каштаны со скидкой. Дэмерон сопит, размеренно, голова у него закутана повязкой, кудряшки завиваются сильнее, скачут пружинками. Крупные, почти звериные лапы, которыми недавно он так умело обращается с нежной гитарой, покоятся на простынке в сизых уточках. Кровать ему впритык, четыре подушки, и Джейна замечает, что из палаты выносят зеркало - раньше висело над умывальником. И на прикроватной тумбочке действительно Библия - с закладкой. Джейна плюхается на голую табуретку, кашляет, отмахивается от клубочков пыли, ведёт пальцем по синей обивке и, наугад тыкая пальцем, начинает читать вслух.
- И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него.
Глаза жжёт что-то. Джейну впервые захлёстывает не волна паники, и теперь исчезает одно понятно желание - спасти, привести в чувство, остановить кровь. Теперь одна непритязательная правда, и Дэмерон напротив вроде жмурится, вроде просыпается, вроде собирается что-то сказать.
- Я думал, ты что-нибудь из Киплинга ему прочтёшь.
Голос знакомый, но далёкий и чужой. Она оборачивается, будто не верит - и не верит. Ей кажется, что из солнечных лучей, в дверном проёме, вырисовывается фигура Джаггеда - и покатые плечи, и шрам, рассекающий лоб, и что это он к ней обращается и даёт совет, как быть с Дэмероном. Он бы точно всё сделал как надо. Но в дверях, конечно, никого нет. Джейна моргает. Совсем поехала.
Она слышит лёгкое покашливание, шевеление - Дэмерон действительно просыпается, начинает бормотать что-то ворочаться. Потом поворачивает голову и смотрит на неё, чернющими своими глазами и смехотворной бородой.
Джейна встаёт - и молча выходит из палаты, предварительно подав знак медсестре .
***
Джейна появляется в больнице Поукипзи четыре дня спустя, в платье, заляпанной краской куртке и шляпке-котелке. Дэмерона ещё отказываются выписывать, но ей плевать - она входит в палату так, как ни в чём не бывало, и бросает на Библию презент - не букет цветов, а связку из укропа и полыни.
Встаёт лицом к окну, смотрит. Скоро будет дождь, погода портится. Плечи у Джейны осунуты, сама она походит на призрака, бледная такая же, потом поворачивается к По и подаёт пальцем знак. Сейчас она говорить будет.
- Тебя ещё не хотят отпускать, поэтому сбежим. И поедем на машине в одно место.
Она жуёт нижнюю губу и добавляет:
- Это наша последняя совместная поездка, По. Потом ничего не будет. Но сейчас, - она кидает в ноги ему кожаную сумку, - ты должен одеться и поехать со мной. Пока эти душегубы и кровососы не заметили. А ещё, - это финальный, подлый аргумент, - я взяла с собой гитару. Шевелись.
Она скрещивает руки на груди, пялится в окно - не хочет смущать Дэмерона. И ждёт. Знает - согласится.
На последний-то раз.
[status]смотри на этот свет[/status][icon]https://pp.userapi.com/c638026/v638026975/2bd74/5i8ZPurg09U.jpg[/icon][LZ]<b><a href="https://swmedley.rusff.me/viewtopic.php?id=463#p31012">Джейна Соло</a></b>, ветеран войны, майор в отставке, бывший агент MI-6[/LZ]